Когда речь заходит о прицепах, начинающие автомобилисты уверенно обсуждают вопросы грузоподъёмности и манёвренности. Но вопросы тягово-сцепного устройства ставят в тупик только из-за определения понятия. То ли это сцепное устройство для легкового прицепа, то ли сцепная головка прицепа, а может дышло – это фаркоп?!

Содержание
Выгода приобретения фирменного фаркопа для машины понятна. Что же такое ТСУ (тягово-сцепное устройство) или фаркоп – это крюк с металлическим шаром, торчащий ниже бампера, для накидывания на него сцепной головки, установленной на конце прямого или V-образного дышла прицепа. Когда возникает нужда перевозки груза, непомещающегося в салон или багажник, выбор прицепа сопровождается вопросами о фаркопе. Ведь в зависимости от крепления рассчитывается допустимая нагрузка на раму автомобиля. Конечно же, таблицы масс имеются в сертификатах и на обратной стороне капота. Но что делать, если сцепное не установлено?
Определённо:
- Искать подходящую или родную марку;
- При отсутствии изготавливать на заказ или самостоятельно.
Что представляет собой тягово-сцепное устройство
На практике в России прижились два вида ТСУ:
- «Петля-скоба». Такое устройство представляет собой скобу. А на дышле прицепа имеется петля в виде кольца, которое помещается в скобу. Фиксация происходит с помощью увесистого металлического пальца, продетого сквозь кольцо, находящееся в скобе. Трактора и их собратья оснащены таким ТСУ. На грузовых авто «ЗИЛ», «ГАЗ» возможно защёлкивание скобы без пальца. Аналогичные фаркопы – это конструкции специального назначения. Такая система предназначена для повышенной сопротивляемости и прочности в условиях малой проходимости дорог. Главным минусом являются ударные перегрузки, которые приводят к износу устройства.
Тягово-сцепное устройство «Скоба»
- Шаровое ТСУ или традиционный фаркоп. Пятидесятимиллиметровый шар, зафиксированный на изогнутом металлическом выступе. Круглая форма принимает различные векторные нагрузки. В России имеет стандарт ОСТ 37.001.096-77. Международный – ИСО-1103-76. Отдельный разговор о сцепной голове на шар. Она состоит из крепёжного элемента, амортизаторной системы и разъёмно-сцепного механизма. Различают три типа согласно допустимой нагрузки:
- До 750 кг;
- До 1300 кг;
- От 1300 кг.
Тягово-сцепное устройство — фаркоп
Достоинством данной конструкции является возможность оснащения прицепа тормозной системой, которая будет работать по средствам передачи механических колебаний через шар в сцепную головку и обеспечивать нивелирование скоростных перепадов на дороге: тормозит автомобиль, прицеп по инерции давит рычагом на шар, включаются тормоза.
Самодельные ТСУ стараются вписаться в конкретные особенности назначения. Иначе возможен запрет на эксплуатацию. На рынке же встречается много моделей. Все они различаются:
- По весовой классификации;
- По конструкции;
- Способу крепления;
- Особенностям крепления электрики.
Виды фаркопов
Буксировка с нестандартными значениями может привести к плохим последствиям. Поэтому классификация фаркопов начинается с весовой нагрузки. Соответствие своей группе обеспечит долгую жизнеспособность.
Выделяют 3 категории:
- Для легковых авто с допустимый массой прицепа 1,5 т;
- Для универсалов, минивэнов с аналогичным значением до 2,5 т;
- Для микроавтобусов, внедорожников до 3,5 т.
Классификация ТСУ:
Европейская конструкция. Отличием от отечественных является размер шара, который маркируется дюймами:
- 1- 7/8 равен 47,6 мм;
- 2 равен 50, 8 мм;
- 2-5/16 – 58,7 мм.
Американская конструкция. Это немного другая история. Имеют форму четырёхугольной шахты, в которую вставляется дышловый наконечник с запором в виде крюковидной рукоятки.
Способ крепления предполагает три типа устройств:
- Несъёмный. Полностью сварная конструкция.
- Условно-съёмный. Возможен демонтаж прицепного крюка, зафиксированного на болты.
- Съёмный. Имеется защёлка, позволяющая быстро сложить крюк.
Виды фаркопов
Классификация фаркопов:
- «А»—съёмный на 2-х болтах (нагрузка не более 150 кг при полной массе прицепа до 1,5 т);
- «В»— съемный на гайке;
- «С»—съемный/складной на эксцентрике;
- «BMA»— складной класса «люкс»;
- «Е»—американский стандарт (до 1,5 т);
- «Н»—несъемный;
- «FC»—легкий (до 750 кг);
- «GC»—съёмный на 4-х болтах;
- «F»—кованный съёмный на 2-х болтах. Имеет вертикальную регулировку;
- «G»—аналог «F» на 4-х болтах;
- «V»—аналог «F» нерегулируемый.
Типы фаркопов
Тягово-сцепное устройство – это место встречи автомобильной электрики и прицепной. На фаркопе как правило монтируется розетка с 7, 13 или 15 контактами, а проводка прицепа предполагает аналогичную вилку. Бывает, вилка и розетка оказываются с различным вариантом контактов. Заблаговременный выбор прицепа с нужной распиновкой исключит проблему. Но если такое случилось, на помощь приходит переходник.
Производители фаркопов, предлагая свою продукцию массовому потребителю, несут ответственность за качество материала и сопротивляемость элементов в сборке, проверить которую можно лишь в заводских условиях. Требования ОСТ 37.001.299 регламентируют характеристики. Кустарные же фаркопы живут и удачно маскируются под оригинальные образцы. Хорошо, если мастеру известна формула распределения веса относительно кузова автомобиля и установки точек крепежа, но никто не гарантирует надёжность металла.
Как установить фаркоп

ТСУ крепится к раме или кузову автомобиля. Бампер обычно снимается и его роль достаётся основной балке прицепного. В отдельных вариантах приходится сверлить лонжерон и устанавливать закладные пластины. Но установка родного фаркопа – дело нехитрое. Если производитель авто предусмотрел места монтажа, отверстия и прочие элементы для установки фаркопа, а также имеется документ (как правило, это сертификат при покупке) с характеристиками оригинального устройства, то самостоятельный монтаж вполне законен и логичен. Сервис предложит определённую цену. Это окупится в том случае, если предполагается сверление дополнительных отверстий или установка не родного фаркопа, но подходящего по характеристикам. Сервис выдаст письменное заключение о соответствии нормам.
Состояние шара и самого ТСУ требует постоянной проверки на наличие:
- Раскрученных, сорванных гаек или болтов (гровер предотвратит раскручивание, но не срыв);
- Смазки шара;
- Чистоты розетки;
- Сварных швов.
Шар испытывает критические нагрузки, подвержен износу. Замерять диаметр надо каждые 1-1,5 тысяч км пробега.
Производители тягово сцепных устройств
Напоследок можно привести список известных производителей ТСУ:
- Bosal – 200 образцов для легковушек и грузовиков из Бельгии;
- Brink – лидирующая позиция из Голландии;
- VFM – российское объединение под флагом фирмы Bosal;
- Westfalia – крупная немецкая фирма. Более 800 наименований;
- Aragon – испанский лидер;
- HiddenHitch – североамериканская компания;
- AvtoS – российская компания производит прицепы и фаркопы;
- BALTEX – отечественная компания из Санкт-Петербурга.
Видеообзор фаркопов Bosal
Когда картина ясна, не стоит тратить понапрасну время и изобретать то, что уже есть в наилучшем варианте. Здравый подход к решению перевозки груза и грамотному монтажу фаркопа обязательно приведёт к успеху. А любители изобретений должны как минимум ориентироваться на обладателей золотых рук.